Паспорт Национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года

(полный текст программы в формате Word)

Наименование программы

Национальная программа модернизации и развития автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года

Основание для разработки программы

Перечень поручений Президента Российской Федерации от 8 ноября 2003 г. №Пр-2030ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 29 октября 2003 г.

Государственный заказчик

Министерство транспорта и связи Российской Федерации

Разработчик

НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры, ИЭПП, РосдорНИИ, НЦКТП, ИСА РАН, ГипродорНИИ, Саратовский филиал ГипродорНИИ, Северо-Кавказский филиал ГипродорНИИ, Хабаровский филиал ГипродорНИИ, Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры, ИркутскГипродорНИИ.

Структура программы

Программа включает в себя следующие программные проекты и мероприятия по направлениям:

Программные проекты

–        Строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог;

–        Строительство и реконструкция территориальных автомобильных дорог;

–        Строительство и реконструкция муниципальных автомобильных дорог и улиц;

–        Частно-государственное партнерство при строительстве автомобильных дорог;

–        Строительство и реконструкция внеклассных мостов;

–        Ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений;

–        Ремонт и содержание территориальных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;

–        Ремонт и содержание муниципальных автомобильных дорог;

–        Повышение безопасности дорожного движения;

–        Научно-техническое и инновационное обеспечение;

–        Техническое регулирование дорожного хозяйства и нормативно-техническое обеспечение;

–        Информационное обеспечение дорожного хозяйства;

–        Снижение отрицательного воздействия на окружающую среду.

Мероприятия по повышению эффективности оказания государственных услуг и управления имуществом в дорожном хозяйстве

–        Совершенствование системы управления дорожным хозяйством;

–        Совершенствование системы финансирования дорожного хозяйства;

–        Подготовка законодательной базы и нормативно-правовое обеспечение;

–        Повышение эффективности бюджетных расходов на дорожное хозяйство.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на срок 2005-2025 гг. и включает в себя следующие этапы:

На 1-ом этапе (2005-2010 гг.) предусматривается:

–        проведение институциональных изменений в дорожном хозяйстве, реорганизация системы управления дорожным хозяйством, изменение классификации автомобильных дорог, преобразование системы финансирования дорожного хозяйства и подготовка необходимой законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей условия реализации Программы;

–        реконструкция наиболее загруженных участков дорожной сети на подходах к крупным городам и строительство обходов населенных пунктов, развитие автомобильных дорог в составе транспортных коридоров, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства;

–        ввод объектов незавершенного строительства высокой степени готовности, завершение строительства внеклассных мостов, реализация пилотных проектов строительства платных дорог;

–        проведение работ по обеспечению сохранности автомобильных дорог и улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, уменьшению отставания по срокам ремонтов на федеральных, территориальных и муниципальных дорогах; обеспечение к 2010 г. регулярного восстановления ежегодного износа федеральных дорог, повышение технического уровня дорог путем их модернизации.

 

На 2-ом этапе (2011-2015 гг.) предусматривается:

–        реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов строительства дорог и мостов, привлечение частных средств для осуществления инвестиций в дорожное хозяйство, создание системы объекты платной дорожной инфраструктуры;

–        развертывание работ по созданию сети многополосных автомобильных магистралей и скоростных дорог, завершение формирования сети территориальных автомобильных дорог, формирование сети муниципальных дорог;

–        обеспечение к 2015 г. регулярного восстановления ежегодного износа территориальных дорог, повышение технического уровня территориальных и муниципальных дорог.

На 3-м этапе (2016-2025 гг.) предусматривается:

–        создание сети многополосных автомобильных магистралей и скоростных дорог, строительство хордовых и соединительных дорог, дополняющих сложившуюся радиальную структуру дорожной сети

–        рационализация прохождения автомобильных магистралей и формирование новых автодорожных направлений, обеспечивающих пропуск транспортных потоков в обход перегруженных движением транспортных узлов;

–        развитие сети территориальных и муниципальных автомобильных дорог, обеспечение круглогодичной связи всех населенных пунктов с сетью дорог общего пользования.

Система целей и задачи программы

Цель программы – развитие автомобильных дорог в соответствии с потребностями населения, экономики Российской Федерации и транспортной инфраструктуры, обеспечение требуемого технического состояния, пропускной способности и плотности дорожной сети, увеличение мобильности и стимулирование экономической активности, повышение безопасности и укрепление обороноспособности Российской Федерации.

Достижение данной цели обеспечивается за счет решения следующих задач:

–        формирование единой дорожной сети, включающей федеральные, территориальные и муниципальные автомобильные дороги, отвечающей растущим потребностям в перевозках автомобильным транспортом и обеспечивающей круглогодичные связи между регионами и населенными пунктами страны;

–        обеспечение сохранности существующей дорожной сети, приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и модернизации существующих автомобильных дорог;

–        формирование сети современных скоростных автомобильных магистралей на основных направлениях автотранспортных потоков, в том числе в составе международных транспортных коридоров, с доведением допустимых нагрузок и габаритов для транспортных средств до международных норм;

–        строительство новых и повышение технического уровня существующих автомобильных дорог там, где это целесообразно, увеличение пропускной способности внегородских и городских дорог, строительство обходов населенных пунктов, обеспечение подъезда к важнейшим транспортным узлам, железнодорожным станциям, морским и речным портам, аэропортам, терминалам и другим объектам транспортной инфраструктуры;

–        сокращение транспортных издержек, повышение скоростей движения, оптимизация начертания дорожной сети и снижение перепробега автомобильного транспорта, улучшение качества и снижение времени перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом;

–        обеспечение круглогодичного транспортного сообщения с населенными пунктами, повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества и величины потерь от дорожно-транспортных происшествий, снижение отрицательного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду;

–        повышение эффективности расходов на дорожное хозяйство за счет повышения эффективности системы управления и системы финансирования дорожного хозяйства, совершенствования систем ценообразования и закупок для нужд дорожного хозяйства;

–        повышение качества дорожных работ с использованием новых технологий и материалов, внедрение достижений научно-технического прогресса и развитие отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной отрасли;

–        повышение мобильности специальных подразделений, содействие предотвращению угроз и снижение последствий от чрезвычайных ситуаций;

–        создание дополнительных рабочих мест в дорожном хозяйстве, других отраслях экономики и сфере услуг, связанных с обслуживанием дорожного хозяйства и автомобильного транспорта.

Важнейшие целевые показатели

В результате реализации программы протяженность сети автомобильных дорог общего пользования (в действующей классификации) возрастет до 845 тыс. км. В расчете на 1 млн зарегистрированных автомобилей количество дорожно-транспортных происшествий снизится на 20-25%, в том числе из-за сопутствующих дорожных условий - на 30-40%.

Протяженность автомобильных дорог высших (I и II) категорий увеличится до 70 тыс. км. Протяжение автомобильных дорог с капитальным и облегченным типом покрытия достигнет 635 тыс. км, с переходным типом покрытия – 210 тыс. км.

Пропускная способность наиболее загруженных участков возрастет на важнейших межрегиональных и международных маршрутах в 2–3 раза, в среднем по сети - на 60-70%. Уровень загрузки дорог, характеризующий соответствие технического уровня дорожной сети интенсивности движения на ней, в среднем по сети приблизится к величине 0,4-0,6, оптимальной по условиям удобства, безопасности и экономичности перевозок.

Все населенные пункты, кроме отдельных, наиболее удаленных поселений, транспортное обслуживание которых целесообразно обеспечивать воздушным или водным транспортом, получат постоянную круглогодичную связь с районными и региональными центрами и опорной дорожной сетью по дорогам с твердым покрытием.

Объемы финансирования программы

Финансирование программы предусмотрено в объеме 28 776,2 млрд руб., из них: за счет федерального бюджета – 6 015,8 млрд руб., за счет бюджетов субъектов Российской Федерации – 11 034,7 млрд руб., за счет муниципальных бюджетов – 11 301,3 млрд руб., за счет внебюджетных источников – 424,4 млрд руб.

Система управления реализацией программы

Государственным заказчиком Программы является Министерство транспорта и связи Российской Федерации. Государственный заказчик осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Реализация мероприятий программы и организация оперативного управления осуществляется Федеральным дорожным агентством, текущее управление Программой осуществляется дирекцией, непосредственно подчиненной Федеральному дорожному агентству.

В части развития территориальных и муниципальных автомобильных дорог текущее управление Программой осуществляется организациями, уполномоченными государственной исполнительной властью субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Система организации контроля за исполнением программы

Первичный контроль за ходом реализации Программы осуществляется Федеральным дорожным агентством и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за использованием бюджетных средств – Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации.